Оборачиваясь назад
Главная » ОТДЫХ » Оборачиваясь назад

Оборачиваясь назад

Оборачиваясь назад

Каждый из нас периодически оглядывается назад, чтобы оценить пройденный путь и накопленный опыт. Вот и мне по прошествии четырех сезонов горнолыжного инструкторства захотелось оглянуться на эти четыре года и обобщить накопленный опыт и знания. А точнее произвести ревизию всей той информации, которая была получена за это время (а накоплено ее оказалось не мало) и поделиться своими мыслями с теми, кому не безразличны не только горы и горные лыжи, но и то, что мы на них делаем и как у нас это получается, а так же со своими коллегами по цеху.
Как известно в основе работы горнолыжного инструктора лежит методическое пособие по обучению технике горных лыж. Методик этих много и споры о них не утихают на форуме вот уже много лет. Но сей опус не об этом.
Методика, какая бы прекрасная она не была, все равно является шаблоном, который не может охватить весь спектр нюансов и вопросов, встающих перед инструктором в процессе обучения. Будь то начинающий или совершенствующийся горнолыжник.
Самому лично приходилось сталкиваться с ситуациями в процессе обучения, решение которых выходило за рамки методического пособия. По началу такие ситуации бывали не так часто. Но по мере того, как процент уже катающихся учеников стал возрастать, такие ситуации возникали все чаще и чаще.
В какой-то момент передо мной встал вопрос: «Так что же такое на самом деле методическое пособие для инструктора? Некий ориентир в работе на начальном этапе или неукоснительный свод правил и упражнений?»
Безусловно в любом деле должен присутствовать некий шаблон или алгоритм действий, приводящий к нужному результату. Если обратиться к любой сфере обучения, то мы увидим, что понятие методики присутствует везде. Но каждый из нас помнит, что в школе или каком другом учебном заведении, самыми любимыми предметами были те, которые преподавались не стандартно, где учитель умел преподнести свой предмет по особенному и увлечь им учеников. Тоже самое и в обучении горным лыжам.
На начальном этапе, когда новоиспеченный инструктор делает свои первые шаги, методика для его работы просто необходима как карта для путешественника, отправляющегося в незнакомое место по незнакомому маршруту. По мере накопления личного опыта в своем ремесле обнаруживаются новые способы обучения, другие пути к достижению поставленной задачи. В какой то момент актуальность методики становится менее значимой. Ведь главное не то, каким способом ты обучаешь подопечного, а достижение желаемого результата – уверенное, техничное и безопасное катание на горных лыжах.
Обучение, это творческий процесс, и он не может быть загнан в какие-то жесткие рамки. Но и крайностей здесь быть не должно. Полное отрицание какой-либо методики, это одна крайность, слепое следование шаблону из года в год, другая. Недаром середину называют «золотой». А в чем же заключается золотая середина в обучении катанию на горных лыжах? На мой взгляд это постоянный поиск и исследования. Не перечеркивая старое, а дополняя и обогащая накопленный опыт новыми знаниями. В ноябре этого года с выездной школой были на ледниках Зельдена. С удивлением обнаружил, что австрийцы в технике поворотов с проскальзыванием вернулись к узкому ведению лыж как на классике. Хотя пять лет назад учили этой технике с более широким ведением лыж. И теперь короткие повороты практически ничем не отличаются от старого и доброго годиля. Иногда новое, это хорошо забытое старое.
Поиск новых упражнений, новых способов выполнения различных техник. Умение видеть в каждом новом ученике индивидуальную личность, с его индивидуальными способностями и особенностями. Главное не быть зашоренным, а быть открытым к чему-то новому, порой может быть даже противоречащему тому, что знал и умел до этого. Не бояться пробовать и экспериментировать.
Ну и самое главное — надо делать то, что любишь и любить то, что делаешь!


Оставить комментарий