Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!
Главная » ОТДЫХ » Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!

Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!

Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!

В этой статье я хочу рассказать о физиологии. О природной физиологии человеческого тела и рефлексах. И, конечно, о лыжных палках.
Для начала немного окунусь в историю. Когда я начинал свой путь в горнолыжном деле, в этой сфере гигантскими шагами неслась «карвинговая революция». Новые лыжи, новая техника, новые книги. Огромное количество разговоров и дискуссий о том, кто и как переучивается с «классической» техники на современную и другую, «карвинговую».

Я все это с интересом слушал, пытался понять и, конечно, для углубления в теорию, читал горнолыжную библию того времени «Пьянта Су». Мне тогда казалось, что я счастливчик, ведь переучиваться не нужно, можно с чистого листа учиться «правильно».

Не все мне было тогда понятно — с одной стороны все просто — лыжи на кант, руки, ноги, туловище, как по учебнику и поехали, а с другой — ну не может же быть все так просто! Ведь совсем не сложно поставить лыжи на кант, отстроить тело, привыкнуть к скорости и все — готов лыжник! Несёшься,оставляя тоненькие следы на снегу — готов «карвингист»))).

Но оставалось слишком много вопросов, ответы на которые я не мог найти в книгах или беседах с более опытными лыжниками. И тут, внезапно, как в сказке, появился в моей жизни прекрасный человек, который переманил с работы на подъемнике в мир инструкторского искусства. Егор очень неохотно, так мне тогда казалось, делился своими мыслями и чаще всего уходил от прямых ответов. Но взамен предлагал упражнения, которые помогали мне самому находить «свои» ответы. Только с течением времени я осознал великолепие такого подхода.
Так вот… Палки!!! Что же с палками?

Я до сих пор прекрасно помню место, погоду и обстоятельства, при которых был урок по уколу палкой. Егор завел нас в небольшой лесок с буграми, где показал и рассказал, как быть с палками. Я несколько раз попробовал и почувствовал, какой невероятный эффект на поворот оказывает легкое касание палкой склона, если оно сделано в правильное время в правильную точку. И в моей голове пронеслось: «стоп, стоп, стоп!!! Так это же самое… главное! Может, и не главное!? Но с этого же все начинается! Или нет!? Но касание снега палкой помогает, невероятно помогает! А зачем мы тогда забираем палки у учеников на первых занятиях?». И уже вслух: «Егор, а почему ты мне раньше об этом не рассказал? Это же основа!!!».
Егор, как всегда уклончиво пробурчал что-то себе под нос и тихонько ответил: «А, может, я сам не знал!)))»

Этот прием помог осознать то огромное количество вопросов, ответы на которые я не мог найти. Я перестал забирать палки у своих учеников и, наоборот, настаиваю, чтобы палки обязательно присутствовали на всех занятиях, в том числе, и у детей!

В какой-то книге (к сожалению не помню автора) утверждали, что дети младше 8 лет не способны воспринимать укол палкой. На практике многократно убеждался, что дети любого возраста с успехом используют палки! У нас, конечно, масса упражнений, но упражнения с палками — это основа на первом занятии, как для детей, так и для взрослых.

Обратимся к физилоогии. Однажды я узнал о существовании термина «локомоция». Это слово определяет двигательную деятельность животного для перемещения в пространстве, в воде, воздухе, по твердой поверхности. Для животных, которые перемещаются по твердой поверхности, в том числе и для нас с Вами, способ перемещения называется ходьба.

Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!

Ходьба человека — это очень сложно координированная деятельность скелетных мышц туловища и конечностей. Эта деятельность и набор движений как-то предусмотрен природой и строением нашего тела, она существует на уровне рефлексов.
И никто нас этому не учил!

Мы маленькими детьми сами этому учились, потихонечку вставали, стояли, пробовали делать первые шаги и не спеша, каждый в меру своих сил и врожденных талантов, осваивали этот сложный процесс. И никто даже не думал нас этому учить или рассказывать, как лучше стоять или делать шаг, как ставить стопу и на какой угол сгибать колено. Наши родители или близкие заботились, держали за ручку, помогали вставать и ограждали от опасностей, которые мы, ввиду своего возраста, не осознавали.

Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!

Сейчас много образованных мужчин и женщин описали процесс ходьбы кучей терминов и параметров: база опоры, разворот стопы, ритмичность, скорость, фаза переноса, проценты, векторы и т.д. Конечно — это очень полезно и нужно в медицине, спорте, балете, компьютерной биомеханике и еще много, где.

Но насколько нужно знать все эти параметры обычному человеку? Мы же прекрасно ходим и бегаем, не углубляясь в процесс физиологии.

Где же ваши палки? Или кнопочка в подсознательную физиологию!

Также, как родители помогают и заботятся о своих детях, так и инструкторы должны, я считаю, помогать своим ученикам делать первые шаги-повороты на горных лыжах.

На первых занятиях не место теории: ангуляции, фазы, нагрузки, разгрузки… Бррррр… Давайте оставим это спорт-школам и олимпийским чемпионам. Конечно, инструктор должен быть в курсе всего этого и уметь кататься «аки боженька». Но забивать голову и заставлять делать «обязательные» и кем-то написанные в методичке упражнения совсем не обязательно. Вот помочь, подсказать, посоветовать — это да!

Однажды коллега-инструктор (Иваха, привет!) невзначай бросил фразу обо мне в разговоре с другими лыжниками: «так он не учит, а просто с ними катается». Сложно со стороны оценить, не вникая в процесс занятия, насколько «просто» происходит катание на тренировке. Но то, что я не учу людей кататься на лыжах — я согласен полностью. Когда на занятие приходит человек и говорит «научите меня» или «научите моего ребенка кататься на лыжах». Я всегда отвечаю, что не могу научить кататься на лыжах — могу помочь научиться!

Вернемся к серьезным вопросам. Ходьба и катание на лыжах. Между ними очень много общего даже в теории.

Цитата: «Ходьба — череда рефлекторно контролируемых падений». Ходьбу образно описывают, как «управляемое падение». При каждом шаге человек наклоняется вперед и начинает падение, которому препятствует выдвинутая вперёд нога. Ведь на лыжах мы тоже постоянно падаем вниз по склону, единственное отличие — при ходьбе мы это падение контролируем шагами, а на лыжах — поворотами.

«Ходьбу рассматривают с позиции модели прямого и обратного маятника, принимая сегменты конечностей и тело, как систему физических маятников». Все сходится. «… циклический акт, то есть движение, в котором периодически повторяются вновь и вновь одни и те же фазы». И это подходит.
Существуют очень занимательные факты: «При ходьбе устойчивость тела увеличивается в несколько раз по сравнению с устойчивостью при стоянии. Этот биомеханический феномен до настоящего времени не изучен. Существует гипотеза, которая объясняет устойчивость тела при ходьбе колебательными движениями центра голеностопного сустава. Тело человека представляется с позиции перевернутого маятника с центром в области голеностопных суставов, который приобретает устойчивость в вертикальном положении, если его центр совершает колебание вверх-вниз с достаточно высокой частотой (маятник Капицы)». А ведь при спуске на лыжах тоже самое — устойчивость при прямом спуске намного ниже, чем при езде с поворотами, особенно ритмичными.
В общем, изучая теорию ходьбы и теорию катания на лыжах, можно найти очень много общего. «Ходьба — это двигательный навык, который представляет собой цепь последовательно закреплённых условно рефлекторных двигательных действий, которые выполняются автоматически, без участия сознания».

У нас этот навык уже есть, где-то закреплен и наше сознание в этом не участвует. Чего не скажешь о движении новичков на лыжах. Как часто они напрягают свой мозг и пытаются осознать происходящее и все контролировать, при этом их тело очень сильно напрягается. А ведь чем расслабленнее начинающий лыжник, тем быстрее у него все сложится! Как же помочь человеку расслабиться? С детьми все просто — они расслаблены практически всегда, поэтому и учатся быстрее.

Со взрослыми немножко сложнее. В первую очередь, мы объясняем, что не учим мозг управлять телом на лыжах, он все равно не успеет, да и слишком много информации нужно изучить и держать в голове. Мы помогаем телу освоиться на лыжах, а мозг, потом, может быть, все осознает. На подсознание записываются двигательные действия, которые станут рефлекторными и мы обязательно их свяжем в последовательную цепь.

Сначала шаги-повороты одной ногой, потом второй, после этого — попеременные шаги-повороты превращаются в катание на лыжах. На этом этапе очень сильно помогает сходство с ходьбой. При ходьбе наши конечности работают крест-накрест: когда мы выносим вперед левую ногу и начинаем переносить на нее вес — вперед летит правая рука, опора на правую ногу — впереди левая рука.

На лыжах все точно также: укол правой палкой — опора на левой ноге, едем правый поворот- укол левой палкой — опора на правой ноге. Я часто провожу сравнение с бегом: попробуйте пробежать пару метров, когда руки в карманах — туловище будет сильно болтаться и ничего не получится. Руки помогают предотвращать контрвращения корпуса, как при ходьбе и беге, так и при катании на лыжах.

При обучении катанию на лыжах укол палкой каким-то магическим образом быстро выключает мозг и незнакомые для начинающего лыжника действия начинают происходить неосознанно — сами собой. Мозг расслабляется и начинает получать удовольствие от происходящего, не нужно думать, куда тянуть руки или как их держать, не нужно думать о ногах (если на подсознании уже записаны базовые движения), на какую же ногу переносить вес в следующий поворот.

Когда мы просто идем, абсолютно не думая о ногах и руках, также и лыжники просто правильно едут , не задумываясь, если используют палки! Неоднократно просил людей озвучить (и описать) то, как двигаются их руки и ноги во время ходьбы. У большинства происходила полная рассинхронизация. Как только они переставали думать о своих движениях — сразу же тело все вспоминало!
Укол палкой — это невероятный инструмент, который помогает связать катание на лыжах с рефлекторными процессами, используемыми при ходьбе, а следовательно, мы быстрее можем кататься без участия сознания — не думая, расслабившись. А еще палки помогают преодолеть психологический барьер при «нырке» корпусом вперед в поворот- не так страшно качнуться вперед, когда у тебя есть палка-опора. Ко всему этому палки помогают задавать равномерный ритм поворотам. При работе палками плечи естественно разворачиваются в направлении спуска. И, конечно, палки незаменимы при передвижении на плоских участках гор))).

Я невероятно благодарен своему учителю — Егору — за тот урок! Желаю всем встретить наставника, который поможет освоить укол палкой! Легкого и ритмичного Вам катания (с уколом палкой))!


Оставить комментарий