Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной

Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной

Мышление образами, символические действия и странные ритуалы цивилизованному человеку кажутся бессмысленными, а их действенность — совпадением. Но что, если туземцы и древние люди просто умели прислушиваться к окружающему миру, и он давал им подсказки? Возможно, и нам следует поступать так же, хотя бы иногда возвращаться к глубинной сущности, доверять интуиции и внутренней силе, подавленным в современном обществе?

Познать себя 

Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной

Когда алтайские шаманы в августе 2019 года взялись вызвать дождь, чтобы потушить горящие сибирские леса, многие жители Центральной России посчитали это как минимум смешным и наивным. Но только не те, кто понимает глубинный смысл этого ритуала, который на первый взгляд кажется абсурдным. Для нас, оперирующих логикой, пошедший дождь — всего лишь удачное совпадение. Для шаманов — следствие работы скрытых сил.

«Современное общество очень умное в интеллектуальном плане, — рассказывает арт- и гештальт-терапевт Анна Ефимкина. — Но уже после нескольких лет работы психологом я обнаружила, что ум совершенно не помогает решать некоторые жизненные задачи. Более того, иногда он сильно мешает. Мы, современные люди, мыслим зачастую левым (логическим) полушарием. И полностью блокируем себя от нестандартных решений, за которые отвечает правое полушарие. С его помощью живут туземцы. Им не нужна логика в нашем понимании, у них своя математика и физика. Они мыслят образами, видя их везде».

Когда-то так мыслили все люди. Так видят мир дети — до тех пор, пока какой-то авторитетный взрослый не скажет им, что «это невозможно» и у мира материального есть ограничения. Оглянитесь: как мало среди нас, выросших, тех, кто сохранил эту первозданную способность отключать ум и следовать интуиции, внутреннему убеждению, зову души и природы. Но ее можно вернуть!

Слева направо 

«Первобытным мышлением» этнолог Клод Леви-Стросс в своей одноименной книге назвал универсальное и докапиталистическое мышление. Эта тема увлекла психотерапевта, психоаналитика, основателя Французской ассоциации психогенеалогии Элизабет Оровиц. Она наблюдала за жизнью коренных народов с островов Тихого океана, Австралии, Индии и Африки. Их действия могут удивить и смутить жителя мегаполиса, ведь туземцы принадлежат к тому уровню взаимоотношения с миром, который был забыт и заглушен в современной культуре.

В жизни всегда происходит что-то непредвиденное. Для левополушарного человека это помеха, сбой системы

«То, что Элизабет Оровиц называет архаичным мышлением, я бы назвала правополушарным мышлением, — поясняет Анна Ефимкина. — Левое полушарие отвечает за причинно-следственные связи. Однажды мы поступили так-то — и случилось то-то. В следующий раз мы не будем так поступать, боясь опять получить по загривку, тем самым закрывая путь для нового опыта — ведь не факт, что ситуация повторится. В Академгородке Новосибирска, где я живу и работаю, ко мне на арт-терапию приходят люди, имеющие научные степени. Именно у них в первый день семинара начинает раскалываться голова — они не привыкли думать иначе».

Эти люди могут рассчитать свое будущее, планировать завтрашний день. Но в жизни всегда происходит что-то непредвиденное. Для левополушарного человека это помеха, сбой системы. Но если прислушаться к правому полушарию, то, например, обычная поломка каблука — знак, что нужно менять планы. Он не просто так сломался, он сломался здесь, сейчас, в контексте данной ситуации.

«Давайте проанализируем связи на примере с каблуком, — продолжает Анна Ефимкина. — Каблук, например, давно шатался, но его хозяйка — ленивая, не захотела вовремя отремонтировать. А что еще ей нужно починить в своей жизни, но она откладывает? А может быть, туфли дешевые и ненадежные, и их владелице давно пора сменить ценовой сегмент покупок на более дорогой? В чем еще она себя «уценивает»? Что не позволяет себе?» Таких версий может быть много. История оказывается на поверку не про каблук, а про что-то совсем другое.

Взрослея, мы отучаемся работать обоими полушариями в равной степени. Но мы можем построить новые нейронные связи

Но как получать правополушарную информацию? В гештальт-терапии есть упражнение «Озвучь от первого лица». Вот как его применить: «Я — каблук Кати. Она обычно ходит на работу в кроссовках, но сегодня надела туфли и понеслась, а я не привык к такой скорости, поэтому застрял в трещине и сломался». В конце клиенту предлагается произнести ключевую фразу: «Так я живу, и в этом суть моего существования».

И вот уже Катя осознает, что вообще-то она в глубине души рада не бежать на опостылевшую работу. А хочет другого — в частности, ходить на каблуках и устроить наконец свою личную жизнь. Поломка каблука остановила ее, чтобы она увидела, как игнорирует собственные потребности, причиняя себе неудобство и даже боль. История с каблуком проявляет наши более глубинные паттерны.

«Взрослея, мы отучаемся работать обоими полушариями в равной степени. Но мы можем построить новые нейронные связи, приучая себя мыслить иначе», — говорит психолог. Умение видеть связь между несвязанными («с точки зрения» левого полушария) событиями, риск прислушаться к посланиям образов (кто в здравом уме будет вживаться в роль каблука?) — все это помогает открыть какие-то совершенно неведомые пласты нашего существования. Например, мы вдруг начнем иначе чувствовать свое тело и себя в окружающем мире.

Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной

Тело в дело 

Современные люди, в отличие от туземцев, чаще всего не воспринимают себя как часть чего-то огромного и целого. Это бывает, лишь когда случаются глобальные катастрофы и события — теракты, пожары, наводнения. «Если происходит нечто, что больше нас, и мы как отдельная личность ничего не можем с этим поделать, то чувствуем это на уровне тела — цепенеем, проваливаемся в бессилие, даже заболеваем», — замечает Анна Ефимкина.

В рутине бытия мы, живущие в XXI веке, перекраиваем мир под себя, чтобы нам в нем было комфортно, создаем горы пластикового мусора, уничтожаем природу, истребляем животных. Туземец же ощущает себя частью мира и любой наносимый ему вред рассматривает как вред лично себе. Но он верит и в обратную силу этой взаимосвязи. Если я что-то сделаю с собой, то изменится и мир.

В телесном плане мы — часть большой экосистемы. А в духовном плане — мы часть огромного коллективного бессознательного

«Клиенты часто обращаются с запросом о том, как изменить другого или окружающее пространство, а приходим мы к другой формулировке: как изменить себя, чтобы мне было комфортно в этом мире жить? Именно так рассуждали первобытные люди», — объясняет Анна Ефимкина. Если в нашем взаимодействии с миром что-то не так, главный разум — тело — подаст сигнал.

«Тело и есть наш архаичный ум, — уверяет психотерапевт. — Оно скажет, если нам холодно и нужно одеться, и о том, что пора поесть, когда мы голодны. Если тело заболевает — это серьезный сигнал: в наших отношениях со Вселенной что-то не так. Мы мыслим себя слишком узко. Но ведь в телесном плане мы — часть большой экосистемы. А в духовном плане — мы часть огромного коллективного бессознательного».

Мы все — герои фильма «Аватар», где каждая былинка и животное связаны невидимыми нитями. Если все будут немного туземцами, то обнаружат, что для счастья нужно намного меньше вещей, чем мы приобретаем и создаем.

Оставить комментарий